
Пакет законов по вопросам противодействия торговле людьми, ранее принятый Мажилисом 27 июня 2024 года, одобрен Сенатом и направлен на подпись главе государства. Поправки нацелены не только на борьбу с современным рабством, но и усиливают ответственность за вандализм, сообщает ИА «UralskNews» со ссылкой на Zakon.kz.
Рабство – это древнее зло – по-прежнему существует, хотя и незаконно. Подсчитано, что годовой оборот этого криминального бизнеса во всем мире составляет 270 млрд долларов. И доходы работорговцев растут год от года. Как и число вовлеченных.
Современное рабство, впрочем, этим именем не называют. Говорят так: торговля людьми и эксплуатация. Программный международный документ, где дается классическая формулировка, что это такое и как с этим злом бороться, появился в 2000 году. Именно тогда была принята Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, подписанная на Сицилии, в городе Палермо (по иронии судьбы, родине организованной преступности).
Одним из приложений, дополняющих конвенцию, являлся Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, называемый Палермским.
В 2008 году Палермский протокол был ратифицирован Казахстаном. Однако соответствующий полноценный закон в РК так и не приняли. Все, что есть, – это статья 128 в Уголовном кодексе, устанавливающая санкцию за торговлю людьми. Но без сопутствующего инструментария (начиная с понятийного аппарата и заканчивая уполномоченными органами) бороться с этим явлением нереально.
И вот этот инструментарий, наконец, появился. Принят Закон РК "О противодействии торговле людьми". Но пока еще не подписан главой государства и, соответственно, не введен в действие.
Как защитят жертв торговли людьми
Начнем с того, что законом вводится новый понятийный аппарат. Определены следующие понятия: "жертва торговли людьми", "потенциальная жертва торговли людьми", "уязвимое положение", "идентификация жертвы торговли людьми", "реабилитация жертв торговли людьми" и другие.
Объясняем по порядку.
Итак, потенциальная жертва торговли людьми – это физическое лицо, находящееся в уязвимом положении. В свою очередь уязвимое положение – это состояние, в котором лицо стало или может стать объектом эксплуатации вследствие:
"Материальной, психологической или иной зависимости, несовершеннолетия или пожилого возраста, сиротства или безнадзорности несовершеннолетнего, беременности, инвалидности, психического и иного заболевания, злоупотребления наркотическими, алкогольными или психотропными веществами, безработицы, бездомности, а также неурегулированного правового статуса".Пп. 5) статьи 1 Закона
Так вот, такая потенциальная жертва может обратиться в уполномоченный орган за прохождением идентификации, либо те сами могут инициировать таковую. И если она прошла положительно, то потенциальная жертва будет признана реальной (пп. 7) статьи 1 законопроекта):
"Жертва торговли людьми – физическое лицо, идентифицированное как жертва торговли людьми независимо от наличия факта досудебного расследования по данному поводу, а равно лицо, признанное в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РК потерпевшим от преступлений, связанных с торговлей людьми".
И такой жертве будет обеспечена всесторонняя законодательная защита и поддержка. Какая именно? Это составляет содержание статьи 17 Закона, а если говорить шире – то и всех его 25 статей, а также множества новелл в различные законы и кодексы.
Так, статьей 17 закона регламентировано, что лицо, идентифицированное в качестве жертвы торговли людьми, имеет право:
- обращаться за получением специальных социальных услуг;
- в качестве лица, находящегося в трудной жизненной ситуации, обращаться за социальной помощью;
- получать компенсацию из средств фонда компенсации;
- на осуществление трудовой деятельности без разрешения местных исполнительных органов на привлечение иностранной рабочей силы и т. д. (всего 16 пунктов).
Или приведем такой пример. Кстати, этой нормы не было изначально в законопроекте, она предложена депутатами Мажилиса в процессе обсуждения.
В соответствии с международными стандартами, в том числе с Конвенцией Совета Европы о борьбе с торговлей людьми, жертвам предоставляется 30-дневный период на обдумывание для сотрудничества с правоохранительными органами. Это делается в связи с тем, что жертвам, которые подвергались эксплуатации и находились под психологическим и физическим давлением, необходимо время для восстановления, принятия осознанного решения и исключения морального травмирования.
И вот такой же 30-дневный срок в период реабилитации будет предоставляться иммигрантам, выявленным и идентифицированным в качестве жертвы торговли людьми на территории РК.
Как "посадить" рабовладельца
Виды эксплуатации существуют следующие: трудовое рабство, принуждение к проституции и попрошайничеству, торговля органами. Это цель торговли людьми. Но в международном праве, в том же Палермском протоколе, также указываются способы получения контроля над человеком для торговли и последующей эксплуатации: от угрозы применения силы до обмана и похищения. И это очень важный момент. Однако в РК он ранее не учитывался.
В Уголовном кодексе РК (пп. 1) статьи 3), где дается определение эксплуатации, перечислены ее виды, но никак не затронуты способы осуществления этих действий.
Поэтому-то затруднительно и применять часть 1 статьи 128 УК, устанавливающую санкцию за торговлю людьми и эксплуатацию. Ведь в том же трудовом рабстве не заключаются договоры. И "рабовладелец" просто избегает наказания, поскольку доказать эксплуатацию проблематично. Максимум, что можно инкриминировать "рабовладельцу", – нарушение трудового законодательства. Если же в состав преступления включить способ (например, обман и злоупотребление доверием), то задача для правоохранительных органов существенно упрощается.
Теперь же национальное законодательство приводится в соответствие с международным договором, который Казахстан ранее ратифицировал. В самой статье 128 УК (пункте 1, где приводится основной состав преступления) решили ничего не менять. Но расширили понятие "эксплуатация человека" в пп. 1) статьи 3 УК, добавив способы:
"Путем применения насилия или угрозы его применения или иных способов принуждения, обмана или злоупотребления доверием, с использованием служебного положения, материальной или иной зависимости".
Помимо этого концептуального нововведения, есть и другие изменения и дополнения в УК:
- на лиц, совершивших преступление, связанное с торговлей людьми, не распространяются положения об освобождении от уголовной ответственности в связи с примирением (статья 68 УК);
- статья 128 УК ("Торговля людьми") дополняется отягчающим признаком в отношении женщины, родившей в эксплуатации и (или) имеющей при себе несовершеннолетнего ребенка (с целью установления уголовной ответственности за нарушение прав ребенка (на образование, здравоохранение и других, гарантированных Конституцией);
- вводится новая статья 122-1 УК, устанавливающая уголовную ответственность за получение услуги проституции, оказываемые заведомо несовершеннолетним, достигшим шестнадцатилетнего возраста (часть 1 – до пяти лет, часть 2 – от трех до семи лет);
- предлагается ввести ответственность за пропаганду или рекламу проституции для вовлечения и сводничества в статью 134 УК "Вовлечение несовершеннолетнего в занятие проституцией" и в статью 308 УК "Вовлечение в занятие проституцией".
Отдельных слов заслуживает еще одна новелла. Дело в том, что сейчас злоумышленниками создаются сайты, веб-страницы, группы и каналы в соцсетях с признаками вовлечения, побуждения, склонения или оказания содействия в предоставлении интимных услуг независимо от способов и форм их предоставления.
Так вот, законопроектом вводится уголовная ответственность за организацию притонов для занятий проституцией посредством использования сетей
телекоммуникаций и сети интернет (статья 309 УК "Организация или содержание притонов для занятия проституцией и сводничество", наказывается лишением свободы от трех до семи лет).
Профилактика торговли новорожденными
Меры административной ответственности не столь строги по сравнению с уголовным наказанием, но важны как профилактика.
В Кодексе "О браке и семье" усиливается защита прав новорожденных, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (дополнение в статью 117). Уголовно-процессуальный кодекс дополняется правом потерпевшего на получение специальных социальных услуг. Законопроект по административным правонарушениям предусматривает поправку по введению ответственности за несообщение об оставлении новорожденного сотрудниками медицинских учреждений и организаций для детей-сирот (новая статья 135-1 в КоАП).
Насколько штраф в 10 МРП будет эффективным способом борьбы? Для работников в данной сфере это существенная сумма. Кроме того, новая административная ответственность за несообщение о таких фактах – профилактическая мера. В случае торговли новорожденными будет уголовная ответственность.